Некоторым кажется, что фотография – это проще простого. Щёлкнул по экрану смартфона, и вот уже готова фотография. Запечатлел свою задницу, выложил её в инстаграм, и вот уже зарекомендовал себя фотографом. Купил себе охуенно крутую зеркалку со съёмной вспышкой, и вот уже все видят, какой ты талантливый. Нейтан знает, что всё это – обыкновенный шлак. Нейтан знает, что фотография – это не только искусство, но и постоянный процесс совершенствования и познания, процесс, зависящий отнюдь не от того, что руки растут не из жопы, а в большой степени от отточенных навыков. Грубо говоря, чтобы фотография накачанной задницы стала искусством недостаточно красивого белья или модного фильтра, необходимо правильное, выверенное освещение, необходим контекст, незначительная завораживая деталь. Нейтан знает, чёрт, да дохуя он знает, и даже при этом на сотню фотографий получается один, в лучшем случае, два хороших снимка.
Важнее непосредственно практических и теоретических знаний только идея, только смысл, который фотограф хочет отразить на фотографии. С этой точки зрения художникам намного проще живётся, чем фотографам (Нейтан условно обозначает тех, кто использует мольберт и краски для перенесения реальности в плоскость визуального искусства, художниками, хотя в глубине души искренне считает фотографов такими же художниками). Художник пишет пейзаж, и никто не спрашивает, а что же он имел этим ввиду, никто не говорит, что это банально и заезжено. Фотограф делает пейзажный и, не дай бог, панорамный снимок, и – всё. Люди ждут объяснений. Если на фотографии нет никакого редкого природного явления или ещё какой-то социально значимой чепухи – фотография никому не интересна. В случае с картинами люди чаще всего оценивают изображение, в случае с фотографиями – изображаемое. Нейтану кажется, что оба этих аспекта должны быть неразлучны, когда дело доходит до оценки значимости фотографии. Но Нейтану вообще многое кажется.
Проблемы пейзажей и натюрмортов в стиле всё того же инстаграма кажутся мелочными в сравнении с теми проблемами, с которыми фотограф сталкивается, если занимается портретной съёмкой. Тут многое зависит от модели. Конечно, сейчас есть целые школы, где красивых девочек и мальчиков учат показывать страх, боль, ненависть, любовь, нежность, кухонную утварь и диких животных. Конечно, все эти красивые мальчики и девочки легко чувствуют себя перед объективом, послушно выполняют команды, а иногда удачно импровизируют. Они входят в кадр и преображаются из наркоманов и идиотов в… Во что угодно, иногда по несколько раз за день. Нейтан, как и каждый зрячий житель стран, где есть интернет и глянец, видел сотни тысяч таких постановочных портретов. Многие снимки признаются гениальными, многие снимки блистают на выставках и в частных коллекциях, на обложках и на открытках. Многие из этих снимков – дерьмо. Неискренность модели – это проблема, которая не даёт Нейтану жить спокойно. Серьёзно. Он бьётся над портретными снимками с того самого момента, когда начал увлекаться фотографией. Случайные снимки всегда лучше, случайный снимки всегда не идеальны, но глаза моделей, эмоции на их лицах – невозможно повторить «на заказ».
Джефферсон говорит о том, как фотография меняет взгляд на реальность, о том, как фотография может преобразить любую мелочь, о том, как эта мелочь может повлиять на оценку мира, о том, как сквозь призму фотографии быстротечный момент остаётся навсегда, запечатлённый и застывший во времени, через время перенося ощущения и эмоции. Джефферсон говорит иногда совершенно непостижимые вещи так, что они проникают внутрь, пробирают до дрожи своей очевидностью, простотой и естественностью. Джефферсон говорит о портретной съемке, будто читает в сознании Нейтана какую-то бегущую строку с не до конца сформированными мыслями подростка, дорабатывает их и облекает в идеальную словесную форму. Джефферсон дохуя говорит, это его работа, и Нейтан впервые может твёрдо сказать, что не знает. Не знает, как Джефферсону удаётся каждым словом переворачивать всё его естество. Может, виной тому его голос, может быть, интонации, от которых Виктория неизменно течёт, как сучка. Но, скорее всего, всё-таки – смысл, подтекст, что-то, что Нейтан слышит между строк. Он смотрит на Джефферсона, слышит, слушает, но будто видит перед собой фотографию, настоящую, важную, при одном взгляде на которую открывается целая история, и с каждым взглядом открываются всё новые детали, нюансы, делающие снимок всё ярче.
Нейтан первое время считает это каким-то побочным эффектом своих таблеток. Не может такого быть, чтобы существовал человек, который способен не только понять точку зрения Нейтана, не только разделить её, но и объяснить Нейтану, что вообще это за херня и как с этим жить. Кажется, будто Джефферсон знает обо всём, что мучит Нейтана, куда больше его самого. Кажется, будто тот залез прямо в голову. Кажется, слишком много кажется, и Нейтан грешит на то, что таблетки как-то странно на него влияют, делают из него психа.
Нейтан записывает то, что, как ему кажется, имеет значение. Записывает, ловя иногда на себе подозрительные взгляды Джефферсона, которому, по всей видимости, не понятно, зачем Нейтан что-то шкрябает в тетради, когда тот просто очередной раз углубляется в какие-то философские дебри. Но Нейтану это необходимо. Ему нужно записать и прочесть потом, через какое-то время, чтобы подтвердить или опровергнуть тот факт, что за простыми вещами, о которых говорит Джефферсон, есть что-то большее. Смысл трудно словить, особенно, когда у Нейтана по пять раз на день фаза гиперактивности сменяется депрессией, потому что он в очередной раз решил отказаться на время от таблеток, чтобы трезво мысль хоть недолго, чтобы голова была свежей, чтобы эти чёртовы таблетки не делали с его мозгом какие-то странные вещи, чтобы убедиться, что он всё ещё не псих. Но Нейтан что-то такое хватает за хвост, он не может это сформировать, его тетрадь буквально вдоль и поперёк исчерчена бессвязными заметками, словами, знаками, рисунками. «Настоящий» – написано впопыхах на лекции, ниже, уже позже, другой ручкой, выведено «честность». «Старание» – карандашом где-то между заметками о том, что нужно прочесть до следующего занятия. И это ровным счётом ничего не значит, и в то же время – что-то же это значит, в конце-то концов, слишком мало в нашем мире действительно бессмысленных вещей.
– Мистер Джефферсон, – Нейтан и сам-то не знает, зачем и что он хочет сказать. Но Виктория в кои-то веки куда-то опаздывает и не виснет после занятия на Джефферсоне, а у Нейтана есть время до следующего занятия, на которое он собирается пойти. И это отличный шанс… Для чего-нибудь. Для разговора, наверное. Нейтан, на самом деле, где-то под слоем скептицизма, надеется, что Джефферсон как-нибудь сам, как всегда, всё сформулирует.
– Вы говорили… – да, гениально, разговор о разговорах – это именно то, что нужно. – То, что Вы говорили про эмоции, – Нейтан привычно садится на парту напротив преподавательского стола, внешне он расслаблен, внешне он – как всегда, только смотрит так, будто где-то не здесь. И хорошо, что хотя бы так, потому как жить с осознанием того, что кто-то залезает тебе в голову и выворачивает наизнанку твои мысли, – знаете ли не очень круто, особенно, когда в анамнезе есть параноидальные расстройства. Если бы Нейтан понимал, с чем борется, что мешает ему сейчас собраться с мыслями и логически мыслить, он бы собой гордился, наверное. Паника и страх, накрывающие его с головой, никуда не отступают, несмотря на то, что утром таблетки Нейтан выпил по расписанию.
Нейтан роется в рюкзаке недолго, достаёт две фотографии, кладёт их на стол перед Джефферсоном. На одной из них Виктория, смеётся, красивая, идеальная, фото слегка смазано, она сидит на кровати, среди разбросанной одежды и книжек, из окна свет падает неудачно, засвечены волосы, но на лице что-то такое, что кажется, что она сейчас оживёт. Нейтан бы дрочил на это фото, если бы вообще и в принципе у него вставало на баб. На втором снимке Виктория, позирует, повторяет позу, положение головы, рот так же открывает, всё идеально, кроме Виктории, и случайно попавшая в кадр Кейт на заднем плане выглядит куда лучше.
– Я понимаю о чём, Вы говорите. Это случайность, – Нейтан стучит пальцем по первому снимку, – это результат пары часов мучений, – он указывает на второй снимок. – Её невозможно заставить сделать так специально. Но я видел Ваши работы, все мы видели Ваши работы, у Вас это получается. Вы знаете, как заставить модель показывать настоящее, а не подобную фальшивку, – Нейтан действительно уверен, что знает, он уже заебался думать и гадать, его тошнит от собственного почерка, от собственных записей, он думает об этом постоянно, он знает. Джефферсон говорит об этом на каждом занятии, между занятий и, Нейтану иногда кажется, вместо занятий. И говорит он об этом так, как может говорить человек, переживший, на собственном опыте испытавший каково это – фотографировать кого-то настоящего.